У многих школьников присутствует так называемый синдром клипового мышления. Жизнь требует одновременно отвечать на сообщение в соцсети, решать задачку, разговаривать по телефону. Делать это можно только одним способом — быстрым переключением с одной задачи на другую. Это конечно, плюс.
У эрудированного школьника в голове лежит куча разрозненной информации: от названия столицы Бутана до массы нейтрона. Но пользоваться этим мало кто умеет. Это минус.
Каждый сам решает, что важнее — быстрое реагирование на информационные вызовы или аналитический подход. Я придерживаюсь классической позиции: видеть общую картину должен научиться каждый школьник.
Задолго до того, как я узнал этот термин и вообще получил образование, стал замечать за одноклассниками странную для меня особенность. На уроке физики они не использовали того, что рассказывалось на предыдущей биологии, на биологии «не знали» географии. При этом оценки у большинства были хорошие. Складывалось ощущение, что им как бы перекрывают области мозга. Причем все (за исключением активной).
Это и есть симптом клипового мышления. Его эффекты описал Маршалл Маклюэн. Изменение связано с ускорением жизни, большим информационным потоком, гаджетами и… ленью нашего мозга. Мир очень безопасен и комфортен, можно редко проводить анализ ситуации, при этом жить относительно комфортно.
Школьник с клиповым мышлением воспринимает жизнь как отрезки не связанных друг с другом ярких эмоциональных образов
Не удаётся сконцентрироваться на чём-то одном больше минуты. Снижается способность к анализу и критическому мышлению. Такой человек, вырастая, становится иделальным потребителем. Реклама — это как раз тот самый эмоциональный посыл, который укладыватся в такой способ мышления и побуждает к действию без размышлений.
Некоторые исследователи называют распространённый у школьников «синдром дефицита внимания» следствием экстремальной формы клипового мышления. Человек настолько привыкает перепрыгивать с одного информационного потока на другой, что уже не может остановиться.
Как с этим бороться? Пока это ещё не болезнь, а просто несколько симптомов, вмешательство специалиста не требуется.
Есть восточный способ — медитации, то есть длительные самоконцентрации. Они позволяют сознанию ощутить себя как единое целое, склеить эмоциональные образы в общую картину.
Западный способ — записывание и майндкарты. Не стоит держать большой объём информации в голове, надо выложить всё на бумагу. Чтобы разнородная информация лучше перерабатывалась и образовывались нейронные связи между связанными событиями, желательно записывать информацию в виде майндкарты.
Я удивлён, что в школьную практику до сих пор не введён этот способ работы. Достаточно вместо оглавления показать школьникам карту предмета, который они собираются изучать, и многое становится на свои места. С другой стороны, такой человек начинает задавать вопросы учителю: как, зачем, почему. Если учитель не готов, это не в его интересах.
На занятиях Лаборатории я рассказываю и про клиповое мышление, и про майндкарты: как их правильно строить, как ими пользоваться. В любом случае, феномен клипового мышления нужно изучать, а не замалчивать или сразу лечить таблетками.